Документы, регламентирующие 

образовательную деятельность

МБОУ СОШ х. Верхнеподпольный 

 

Научно-исследовательская деятельность в МБОУ СОШ х. Верхнеподпольный

В 2007-2011 гг. на базе нашей школы была организована деятельность областной экспериментальной площадки по теме «Интегрированное обучение детей с нарушением интеллектуального развития  в условиях общеобразовательного учреждения (на примере сельского района)»,  нацеленная на отработку организационных механизмов интегрированного обучения учащихся с нарушением интеллектуального развития.  В ходе экспериментальной работы   была разработана модель интегрированного обучения учащихся с умственной отсталостью  в условиях сельской школы, разработан пакет документации, обеспечивающий осуществление интегрированного обучения данной категории детей, систематизированы технологии психолого-медико-педагогического сопровождения  и технологии индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в деятельности учителя в условиях интегрированного обучения детей с нарушением интеллектуального развития.  

Результаты экспериментальной деятельности были опубликованы:

- в сборнике «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство», тезисы к научно-практической конференции «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», 2008 г., выпущенном МО РО ПИЮФУ, РО ИПК и ПРО, статья «Особенности работы учителя в классах интегрированного обучения», Чайкин Ю.В., учитель МОУ СОШ х.Верхнеподпольный; статья «Организация интегрированного обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в условиях сельской общеобразовательной школы», Баранова М.Л., Папшев А.В.;

- в научно-образовательном и прикладном журнале «Культура. Наука. Интеграция» ПИЮФУ, № 3-4, 2008 г., статья «Из опыта работы по интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы», Папшев А.В., Баранова М.Л.;

 - в методическом сборнике УО Администрации Аксайского района, ЦДиК Аксайского района «Организация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», 2009 г., статья «Особенности планирования уроков русского языка в классах интегрированного обучения», Чайкин Ю.В., учитель МОУ СОШ х.Верхнеподпольный, статья «Создание комфортных условий при интегрированном обучении детей с интеллектуальными нарушениями в развитии», Сковородникова Е.Л., педагог-психолог МОУ СОШ х.Верхнеподпольный.

Полученные в ходе экспериментальной деятельности результаты были также представлены на межрегиональной научно-практической конференции «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» (октябрь 2008 г.)

 

 

ПУБЛИЧНЫЙ  ОТЧЕТ 

Опыт работы по организации интегрированного обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы

 

По данным Всероссийской диспансеризации Южный Федеральный округ имеет достаточно высокие показатели в Российской Федерации по уровню нервно-психических заболеваний у детей и подростков, а также по уровню врождённых аномалий. Одним из наиболее распространённых нарушений является нарушение интеллектуального развития. Результаты обследования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями свидетельствуют, что из 20 000 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в Ростовской области, около 20% составляют дети с нарушениями интеллектуального развития. Такие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, ориентированных на учёт особенностей их развития, их познавательных возможностей и способствующих преодолению имеющихся нарушений интеллектуального развития.

Традиционно, в Российской системе образования такие дети обучались в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которые в основном были школами-интернатами. В настоящее время, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией реформирования системы специального образования, идёт активное развитие интегрированной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальную разработку на федеральном уровне эта проблема нашла в Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). В ней учреждения комбинированного типа, включающие классы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями в развитии, были обозначены в качестве ведущих учреждений для детей с отклонениями в развитии (по сравнению со специальными коррекционными учреждениями).

Интегрированная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья признана приоритетной и в Ростовской области.  По итогам мониторинга ПМПК области по выполнению рекомендаций по обучению и воспитанию детей дошкольного и школьного возраста по специальным (коррекционным) программам  в специальных (коррекционных) учреждениях и в условиях интегрированного обучения в массовой школе была выявлена тенденция постоянного увеличения числа детей, обучающихся в условиях массовых классов по программам специального (коррекционного) образования. К числу основных факторов, обусловивших появление данной тенденции, относятся: – изменение отношения педагогов общеобразовательных школ к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в результате серьёзной информационно-просветительской и методической работы, проводимой Министерством общего и профессионального образования Ростовской области и специалистами специальных (коррекционных) учреждений; – уменьшение наполняемости общеобразовательных классов сельских школ, сложность набора и, соответственно, заинтересованность образовательных учреждений в каждом ученике;

–   отсутствие в ряде районов специальных образовательных учреждений и нежелание родителей отдавать своего ребёнка в интернат.

К сожалению, качество специального образования в условиях интегрированного обучения пока что не может конкурировать с качеством, обеспечиваемым в специальных образовательных учреждениях. Объясняется это недостаточной методической подготовкой учителей массовых школ в области специальной педагогики – изменившееся отношение к интегрированному обучению в большинстве случаев не подкреплено соответствующими знаниями и профессиональными умениями педагогов. Кроме того, недостаточно отработаны многие организационные вопросы интегрированного обучения, связанные, например, с организацией профессионально-трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта в условиях массовой школы, с технологиями дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в деятельности учителя класса интегрированного обучения, с психолого-медико-педагогическим сопровождением интегрированных учащихся.

Особенно остро эти вопросы встают в образовательных учреждениях сельских районов. Это объясняется объективными причинами. С одной стороны, увеличение числа детей с интеллектуальными нарушениями, проживающими в сельской местности и нежелание большей части родителей отправлять детей в школу-интернат. С другой стороны, удалённость от научных и методических центров, а часто и от специальных (коррекционных) образовательных учреждений, отсутствие в большинстве сельских школ специалистов коррекционного профиля деятельности, недостаточный уровень квалификации педагогов школы в вопросах коррекционной педагогики. 

Это противоречие характерно и для практики нашей школы. Начиная с 2004 года в школе ведётся обучение детей с задержкой психического развития. В связи с тем, что количество детей с ЗПР, проживающих в х.Верхнеподпольный, Черюмкин, Рыбацкий, Алитуб  не позволяет открыть для их обучения специальный класс, работающий по программам специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида, эти дети обучаются интегрированно в условиях массовых классов по специальным программам.  В  настоящее время в начальных классах школы обучается 4 детей с ЗПР и 1 учащаяся с лёгкой УО; в основной школе обучается 11  учащихся с ЗПР и 2 ребят с лёгкой УО. Кроме вышеуказанных детей   в нашей школе обучаются на дому 3 учащихся с умеренной умственной отсталостью, 1 учащийся с тяжёлой умственной отсталостью и учащаяся слабовидящая. Обучение умственно отсталых учащихся осуществляется по программам и учебникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида   в соответствии с рекомендациями    психолого-медико-педагогической комиссии.

Это и побудило педагогический коллектив нашей школы начать исследовательскую деятельность по поиску и отработке наиболее эффективных организационных решений в отношении интегрированного обучения детей с интеллектуальными нарушениями. . С февраля 2006 г. МОУ СОШ х.Верхнеподпольный признана экспериментальной площадкой по реализации пректа «Интегрированное обучение детей с нарушением интеллектуального развития  в условиях общеобразовательного учреждения (на примере сельского района)».

    Цель проекта – определение организационно-педагогических условий обучения детей с нарушением интеллектуального развития в условиях общеобразовательного  учреждения.

    Задачи проекта:

         разработать содержательную и организационную модель интегрированного обучения, включающую вариант обучения детей с нарушением интеллектуального развития в условиях общеобразовательного класса и вариант их обучения в условиях специального класса для детей с разной степенью нарушения интеллектуального развития (с ЗПР и с умственной отсталостью);

         систематизировать технологии коррекционно-развивающей работы учителя в классах интегрированного обучения;

         определить технологию психолого-медико-педагогического сопровождения развития учащегося с нарушением интеллектуального развития в условиях интегрированного обучения.

Мы понимали, что работа классов интегрированного обучения не может быть точно такой же, как обычных общеобразовательных классов. Обучение в этих классах учащихся с нарушением интеллектуального развития приводило к появлению у учителя ряда новых функций, связанных с необходимостью коррекционной, профилактической работы, деятельности, направленной на социализацию учеников. Поэтому одной из первых задач для нас явилась задача создания нормативного обеспечения образовательного процесса в классах интегрированного обучения. Так, творческой группой педагогов были разработаны и утверждены Положение об организации интегрированного обучения; должностные инструкции учителя и классного руководителя классов интегрированного обучения. Было также разработано Положение о классном журнале для классов, в которых ведётся обучение по программе специальных коррекционных учреждений VIII вида.

Важным  организационным условием явилось для нас создание в школе службы, обеспечивающей психолого-медико-педагогическое сопровождение развития учащихся с нарушением интеллектуального развития  в ходе образовательного процесса. С этой целью в деятельность школьного ПМПк были внесены необходимые изменения, связанные с задачей разработки индивидуальных образовательных маршрутов интегрированных учащихся. В школе была разработана документация ПМПк по психолого-медико-педагогическому сопровождению учащихся. Эта документация состоит из карты психологического развития учащегося, в которой отражаются основные особенности познавательной сферы, эмоционально-личностного и физического развития ребёнка, а также из программы психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащемуся. В программе психолого-педагогической помощи обозначается уровень основной образовательной программы ребёнка (программа специальных коррекционных учреждений VII  или VIII видов), содержание необходимой коррекционной помощи психолога и учителя по развитию психических процессов (внимания, памяти, восприятия и других).              Взаимодействие с научно-практическим центром «Диагностика, развитие, коррекция» ПиЮФУ по проведению психо-физиологической диагностики с учащимися с нарушением интеллектуального развития.

Следующим важным организационным условием по нашему мнению явилась  индивидуализация и дифференциация образовательного процесса с учётом особенностей развития и познавательных возможностей учащихся классов интегрированного обучения. Педагоги знают, насколько различны по своим способностям, особенностям восприятия учебного материала ученики любого общеобразовательного класса. Но как же усложняется задача в том случае, когда в классе обучаются дети с нарушением интеллектуального развития! Учителю не только надо реализовывать индивидуальный подход к ученикам класса, но и проводить обучение сразу по двум программам – общеобразовательной и специальной коррекционной. Ему необходимо проводить коррекционную работу с учениками, обучающимися по специальным программам, иначе успешность их обучения вряд ли будет эффективной.  Поэтому, реализация  этого условия требует определённой методической подготовки учителя. С этой  целью в течение 2007-2010 гг.  в нашей школе была организована работа методического семинара с участием учёных кафедры коррекционной педагогики ЮФУ, преподавателей школы-интернат № 41 г.Ростова-на-Дону. На семинаре решалась двойная задача. Прежде всего, познакомить педагогов с особенностями учащихся с нарушением интеллектуального развития, со сложившимися в специальной педагогике подходами к их обучению. В рамках работы предметных ШМО определены проблемы инновационной деятельности. Так учителя математики отрабатывали и систематизировали методы и приёмы дифференциации учебной нагрузки при фронтальной работе, учителя русского языка и литературы  работали над проблемой комплексного развития учащихся: чтения, устной и письменной речи, учителя начальных классов отрабатывали способы активизации познавательной деятельности младших школьников через организацию работы по развитию практического образного мышления…  Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с нарушением интеллектуального развития позволяют  строить программы методически грамотно, проектировать пути решения проблем, отбирать и распределять содержание и средства обучения, возможности коррекционно-развивающей работы учителя. В школе начато создание видеотеки уроков в классах интегрированного обучения. На примере конкретных уроков анализировались особенности реализации технологии дифференцированного обучения в интегрированном классе. Взаимодействие учителей осуществляется в рамках деятельности ШМО учителей коррекционно-развивающего обучения, которое является победителем в конкурсе «Лучшее методическое объединение» районного Фестиваля инноваций 2009. В школе создана небольшая видеотека уроков в классах интегрированного обучения.  Прошло обучение педагогов классов интегрированного обучения на курсах повышения квалификации.

       2008-2009 учебный год явился началом реализации этапа анализа, обобщения и распространения опыта функционирования классов, реализующих программы специального (коррекционного) обучения в условиях общеобразовательного учреждения. Система коррекционно-развивающей работы учителей школы в классах интегрированного обучения детей с интеллектуальными нарушениями  была представлена коллегам из Бельгии во время их пребывания на территории Аксайского района, а также в октябре 2008 года на межрегиональной научно-практической конференции  «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» (выступления и публикации директора ОУ Папшева А.В. и учителя русского языка и литературы Чайкина Ю.В. представлены в брошюре «Интеграция детей с ограниченными возможностями в здоровье в образовательное пространство»).

Участие в работе районной творческой группы по проблеме «Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» под руководством Лавреновой Т.Н., тесное взаимодействие с ЦДиК Аксайского района позволило  представить опыт экспериментальной деятельности в методическом сборнике «Организация интегрированного обучения детей с ОВЗ»,  в который вошли 2 статьи учителей нашей школы.

Организационным условием, значительно облегчающим коррекционно-развивающую деятельность учителя в классах интегрированного обучения, является,  по нашему мнению, создание в школе специальной предметно-пространственной среды.  Поэтому нами была разработан план по оснащению образовательной среды школы необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, которое поможет учителю и психологу проводить коррекционную работу, позволит на уроках дифференцировать содержание учебной деятельности учеников. Приобретено коррекционно-развивающее оборудование  для начальной школы фирмы «Альма» г.Санкт-Петербург. С целью обучения в 2007 г. Участвовали в межрегиональной научно-практической конференции «Современная полифункциональная коррекционно-развивающая среда»

Важным условием успешной интеграции учащихся с нарушением интеллектуального развития  в школьное сообщество и их социализации является их активное включение в жизнь школы и класса. На уроках организуется работа интегрированных учеников в парах с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе. Дети с нарушением интеллектуального развития включаются на уровне их возможностей в обсуждение общих вопросов, выполняют задания учебного и внеучебного характера, важные для всего коллектива.  Это позволило в декабре 2007 г. учащемуся VII вида занять 1 место в районном конкурсе знаний по математике, проводимом среди учащихся VII вида; в марте 2009 г. учащейся VIII вида — 3 место в конкурсе профессиональных навыков в номинации «Швейное дело», в ноябре 2010 г. учащемуся 9 класса Мацюкову Д. занять III место в районном конкурсе знаний. Учащиеся с нарушением интеллектуального развития приняли участие в районном конкурсе «Прояви себя» для детей с ОВЗ. Грамотой начальника УО ААР награждены:

- учащийся 6 кл. Дарьякин В., занявший I место в номинации «Биссероплетение»;

- учащаяся 7б кл. Бахмутская Л., занявшая I место в номинации «Аппликация из природного материала»;

- учащаяся 3 кл. Стыхач А., занявшая II место в номинации «Рукоделие». Диплом участника конкурса получила Короткова Ю., учащаяся 7б кл.  И, конечно, вместе с одноклассниками участвуют в праздниках, спортивных соревнованиях, экскурсиях. Надо отметить, что в нашей школе сложилось доброжелательное отношение к учащимся, обучающимся по специальным коррекционным программам и нет проблем с их социальной адаптацией. Остальные ученики школы относятся к ним так же, как и к другим ученикам, при затруднениях стараются помочь, поддержать.

Дальнейшая экспериментальная работа в нашей школе будет направлена на совершенствование технологии дифференцированного обучения в классах, реализующих программы специального коррекционного образования.

 

День Знаний в школе.

Первое сентября – особенный день.

Как и во всех школах района, с утра в нашей школе царило волнение.

Радостные, нарядные – в школьной форме, с букетами цветов ребята собрались на школьном дворе на торжественную линейку. Рядом с ними мамы, папы, бабушки.

Всё внимание обращено а самых маленьких учеников – первоклашек.

 

Ведь сегодня у них начинается новый этап – школьная жизнь. 

Звучат теплые и сердечные слова в адрес ребят, учителей, родителей.

      С поздравлениями и напутствиями перед учащимися выступили Глава Верхнеподпольнеского сельского поселения Т. Н. Терских, заместитель директора ООО «Аксайская земля» С. А. Самосватов, заместитель директора школы по ВР Т. А. Костенко, родительница 1 класса Г. Д. Лащенкова.

И вот звучит заливисто школьный колокольчик, приглашая всех на первый урок нового учебного года.

   

В добрый путь, детвора!

 

 

 

        Персональный состав педагогических работников

                              МБОУ СОШ х. Верхнеподпольный

Ф.И.О.

Наименование должности

Образование

 

Стаж работы в учреждение

 

категория

 

Папшев Александр Васильевич

учитель

высшее, РГУ, № 528736,1978г.

34 года.

высшая

 

Подвязная Людмила Николаевна

учитель

высшее, ТГПИ, № 331654,1988г.

24 года

2-ая

 

Костенко Татьяна Алексеевна

учитель

высшее, ПГИИЯ, № 034132,1994г.

30 лет

1-ая

 

Аралкина Ирина Алексеевна

учитель

высшее,ПГИИЯ, 31552809,2001г.

20 лет

1-ая

 

Голумбиевская Светлана Петровна

учитель

высшее, РГПИ, № 311810,1980 г.

32 года

2-ая

 

Загайнова Татьяна Алексеевна

учитель

высшее, РГПИ, № 507967,1976 г.

41 год

2-ая

 

Елисова Людмила Владимировна

учитель

высшее, ТГПИ, № 139232, 1970 г.

42 года

высшая

 

Костенко Сергей Михайлович

учитель / педагог-организатор

высшее, АЗЧСХИ, № 729881,1982г.

17 лет 5 мес.

2-ая

 

Павленко Николай Михайлович

учитель / педагог-организатор

высшее, РГПИ, № 698112, 1966г.

48 лет 4 мес.

1-ая

 

Папшева Людмила Андреевна

учитель / педагог-организатор

ср.спец.Ростов.культ.просв. Училище № 480717, 1984г.

13 лет 4 мес.

1-ая

 

Алантьева  Оксана Владимировна

учитель

высшее, РГУ, № 023648,  1995г.

18 лет 5 мес.

1-ая

 

Самцов Виктор Иванович

учитель / педагог-организатор

высшее, РГУ, № 528331, 1978 г.

33 года.

2-ая

 

Сковородникова Елена Леонидовна

учитель

высшее,РГПУ, № 611253, 1995 г.

5 лет

2-ая

 

Сковородникова Елена Леонидовна

пед.психолог

высшее,РГПУ, № 611253, 1995 г.

15 лет

1-ая

 

Чайкин Юрий Витальевич

учитель

высшее, РГПИ, № 489088, 1982 г.

30 лет

высшая

 

Чамата Екатерина Васильевна

учитель / педагог-организатор

высшее,РГПУ,№ 1469966, 2002 г.

34 года

1-ая

 

Чернявская Ольга Николаевна

учитель

высшее, РГПИ,№ 378375, 1990г.

30 лет 10 мес.

2-ая

 

Зубарев Олег Юрьевич

педагог-организатор

высшее

11 лет

1-ая

 

Пустошкина Светлана Викторовна

учитель

высшее РГЭУ "РИНХ"

2 года

без категории

 

Мамкина Евгения Федоровна

учитель

высшее

7 лет 8 мес.

на соответствие занимаемой должности

 

 

 

© shckola-vpssh
Конструктор сайтов - uCoz